Обсуждение проекта аккредитации операторов.
Рабочая группа операторов технического осмотра Республики Коми 167000 Республика Коми г. Сыктывкар, Сысольское ш., 29. тел. 8(8212) 211-745 e-mail: [email protected] «18» сентября 2019 г. исх. № 192 |
Российский Союз Автостраховщиков Заместителю начальника Управления по организации технического осмотра и аккредитации А.И. Зоткину
115093, г. Москва, ул. Люсиновская д. 27 стр. 3
|
Предложения о внесение изменений |
Уважаемый Алексей Игоревич!
По результатам проведенных обсуждений направляем следующие предложения в разрабатываемые Минэкономразвития России проекты документов, а именно (выделено шрифтом):
1. Проект внесения изменений в Правила аккредитации операторов технического осмотра, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. № 697:
В пункте 7:
- г) подпункт «г» дополнить словами «, и, при наличии, адрес официального сайта
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»;
- д) подпункт «е» изложить в следующей редакции:
«Количество пунктов технического осмотра, адреса каждого пункта технического осмотра, включая сведения об их координатах, их пропускная способность и область аккредитации, а также количество передвижных диагностических линий (при наличии) у пунктов технического осмотра, сведения о закреплении передвижных диагностической линии за пунктами технического осмотра, об их пропускной способности и области аккредитации;»;
- е) дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:
«Фамилии, имена и в случае, если имеются, отчества технических экспертов, категории транспортных средств или видов городского наземного электрического транспорта, в отношении которых технические эксперты могут проводить техническое диагностирование, а также адреса пунктов технического осмотра, в которых планируется осуществление технического диагностирования по основному месту работы, и (или) сведения о том, что данный технический эксперт будет привлекаться к работе на передвижной диагностической линии, закрепленной за пунктом технического осмотра, по основному месту работы технического эксперта»;
В пункте 8:
б) подпункт «в» изложить в следующей редакции:
- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования производственно-технической базой, включающей сооружения и средства технического диагностирования (в том числе средства измерений), входящих в утвержденный перечень, соответствующих требованиям аккредитации»;
г) в подпункте «д»:
дополнить абзацем следующего содержания:
«Физическое лицо, являющееся техническим экспертом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее одну диагностическую линию, представляет только копии собственных документов об образовании, подготовке, переподготовке и повышении квалификации, копию трудовой книжки, подтверждающей опыт работы».
Считаем, что пункты 12 и 13 Приказа, а также иные пункты Приказа, затрагивающие проведение выездных проверок следует оставить без изменений; ходатайствовать о внесении соответствующих изменений в Закон, ввиду неисполнимости норм, связанных с осуществлением выездной проверки каждого заявителя в период переаккредитации, а также ввиду того, что на соответствующий орган исполнительной власти предусматривается возложение обязанностей по контролю за деятельностью операторов ТО. Соответственно, уполномоченный контрольно-надзорный орган сможет уведомить профессиональное объединение страховщиков о результатах проверки оператора ТО по месту его нахождения, и нахождения заявленных им передвижных диагностических линий по запросу РСА.
В пункте 18:
Считаем избыточным при переоформлении аттестата аккредитации в связи с увеличением пунктов технического осмотра и (или) передвижных диагностических линий сохранение требования о предоставлении комплектов документов (б) копии документов, указанных в соответствующих подпунктах п. 8 настоящих Правил) на ранее аккредитованные пункты технического осмотра и (или) передвижные диагностические линии, по которым РСА ранее проводилась документарная и (или) документарная и выездная проверки.
«К заявлению о переоформлении аттестата аккредитации в связи с увеличением пунктов технического осмотра и (или) передвижных диагностических линий прилагаются документы, указанные в подпунктах «в» - «и» пункта 8 настоящих Правил, при этом документы, предусмотренные подпунктом «в» пункта 8 настоящих Правил, предоставляются только в отношении пунктов технического осмотра и передвижных диагностических линий, увеличение числа которых планируется оператором технического осмотра»;
Пункта 49 предлагаем оставить в существующей редакции.
Издержки профессионального объединения страховщиков, связанные с выездными проверками операторов технического осмотра, предлагаем решать за счет совершенствования норм законодательства о контроле за деятельностью операторов и их производственно – технической базой, с учетом позиции описанной выше (г) в подпункте «д»).
VI.1. Порядок подтверждения соответствия требованиям аккредитации.
Предлагаем при разработке Порядка подтверждения соответствия требованиям аккредитации, в части установления сроков и периодичности прохождения указанной процедуры руководствоваться по аналогии нормами применяемыми в Российском законодательстве к отношениям связанным с осуществлением лицензионного контроля, где применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С учетом изложенного предлагаем следующую редакцию п. 57.1. Приказа:
57.1. Операторы технического осмотра проходят процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации в следующие сроки:
1) не ранее чем через один год со дня аккредитации, но не позднее истечения полутора лет со дня аккредитации;
2) не реже чем один раз в три года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации оператора технического осмотра.
Согласно принятых ФЗ 122 изменений у профессионального объединения страховщиков, а также контрольно-надзорных органов исполнительной власти достаточно «рычагов» и «механизмов» для осуществления контроля за соблюдением требований аккредитации и соблюдения правил технического осмотра операторами технического осмотра.
Предлагаемые изменения сроков процедуры подтверждения соответствия потребует внесения изменений в законодательство.
2. Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка осуществления профессиональным объединением страховщиков контроля за деятельностью операторов технического осмотра»:
Пункт 12. В срок не позднее чем за 2 рабочих дня до дня начала выездной проверки профессиональное объединение страховщиков направляет в адрес проверяемого оператора технического осмотра уведомление о проведении выездной проверки с указанием основания, предмета и сроков ее проведения посредством электронной почты, указанной в реестре операторов технического осмотра.
Считаем, что п. 14. Проекта Постановления об оформлении акта по результатам проверки, следует привести по аналогии в соответствии с положениями ст. 16 (Порядок оформления результатов проверки) Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктами 18 – 21 проекта описана процедура вынесения предписания, приостановления действия аттестата аккредитации, и сроков устранения выявленных нарушений.
Считаем, что не устранение в течении предлагаемых 60 рабочих дней нарушений, указанных в предписании, может быть связано с различного рода независящими от проверяемого оператора технического осмотра обстоятельствами, в т.ч. действиями непреодолимой силы, не позволившими ему устранить нарушения в полном объеме. При этом, процедуру подачи отчетов с пояснениями о причинах невозможности устранения замечаний в установленный срок, приложением документов и иных доказательств отсутствия своего бездействия по отношению к устраняемому нарушению, и возможности подачи ходатайства о продлении сроков устранения предписания, проект не содержит.
Обращаем Ваше внимание, что проект постановления также не содержит обязанностей, соблюдение которых предписывается работникам профессионального объединения страховщиков, а также прав проверяемого лица при проверке.
Также просим обратить внимание, что в проекте Постановления сохранились нормы, регламентирующие ответственность и наложение санкций на оператора технического осмотра в целом, приостанавливающего полностью его деятельность, в т.ч. за нарушения, выявленные при проверке одного пункта технического осмотра оператора. Сохранение данных положений считаем избыточными, создающими угрозу бизнесу операторов технического осмотра, в том числе ввиду возможного влияния коррупционных факторов со стороны контрольно-надзорных органов государственной власти, и роста «потребительского экстремизма», связанного с недовольством результатами полученных услуг у оператора технического осмотра. Данные нормы ущемляют права операторов технического осмотра, не позволяют бизнесу расти, становится более привлекательным и узнаваемыми в глазах клиентов, и заставляют операторов технического осмотра «дробить» бизнес на самостоятельных контрагентов.
3. О внесении изменений в Порядок ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 21 октября 2011 г. № 587:
В пункте 3:
- з) номер контактного телефона, адрес электронной почты, при наличии адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» оператора технического осмотра, почтовый адрес оператора технического осмотра – юридического лица, контактные телефоны, адреса электронной почты пунктов технического осмотра операторов технического осмотра;»;
«л) Размещение в реестре операторов технического осмотра персональных данных технических экспертов будет являться нарушением требований законодательства о защите персональных данных.
В качестве идентификации технических экспертов и внесения о них сведений в реестр операторов технического осмотра предлагаем указывать уникальный номер, присваемовый каждому техническому эксперту с усиленной, квалифицированной, электронной подписью.
Также просим разъяснить предполагается ли в нормативных документах о порядке проведения технического осмотра введение понятий и разделение технических экспертов на технических экспертов, работающих на пункте технического осмотра, и технических экспертов, работающих на передвижных диагностических линиях? Сможет ли один и тот же технический эксперт, работающий у оператора технического осмотра по основному месту работы, осуществлять трудовую деятельность на передвижной диагностической линии этого же оператора технического осмотра в свободное от основной работы время, либо при осуществлении командировок в составе передвижной диагностической линии?
Указанная информация необходима для формирования квалифицированного и достаточного штата технических экспертов.
Председатель рабочей группы Д.В. Лебедев