Пункт Технического Осмотра
ООО "Трансэкспедитор-ПТО"

г. Новосибирск Электрозаводской проезд 1 к1
тел. 8 (383) 279-05-78

Техосмотр в России: три года по-новому

Кирилл Малышев, 25 октября. Фото с сайтов techosmotr.ru, klass-avto.ru и spokoino.ru.
В 2012 году систему обязательного техосмотра в нашей стране передали в руки частных операторов. Пошло ли это на пользу контролю за состоянием автотранспорта? Есть мнение, что нет…

До августа 2012 года техосмотр автомобилей в России находился в ведении ГИБДД. Процедура отнимала немало времени: на всю страну насчитывалось меньше двух тысяч пунктов ГТО, и стояние в очередях перед ними порой занимало у водителей по несколько дней. И это не говоря о количестве затраченных нервов! Причем по сути именно это и было главной проблемой. Те, кто сомневался в идеальном состоянии своего железного коня, отлично знали «таксу» инспекторов. За сравнительно небольшую мзду они закрывали глаза на недостатки любого уровня, и на дороги в изобилии попадал чадящий антиквариат.

Новый порядок должен был избавить систему от коррупционной составляющей и сделать ее по-настоящему действенной и работоспособной.

Вместо талона техосмотра появилась диагностическая карта. Показывать ее нужно только при покупке полиса ОСАГО. В этой связи логично, что курировать сферу техосмотра поставили Российский союз автостраховщиков. У него, казалось бы, должен быть прямой интерес в честном техосмотре: меньше хлама на дорогах – меньше аварий – меньше страховые выплаты. Но реальность, как это часто бывает, сильно отличалась от теоретических выкладок.

Впрочем, поначалу впечатление было резко положительным. Вместо ограниченного числа пунктов от ГИБДД стали активно плодиться частные станции. Процедура их аккредитации была не слишком сложной. Но на первых порах это никого не заставляло беспокоиться. Во-первых, сторонники реформы призывали не чинить лишних препятствий предпринимателям, желающим заняться новым видом бизнеса. А во-вторых, все всё еще верили что сами страховщики заинтересованы в порядке. Очереди исчезли, как по мановению волшебной палочки.

Первые проблемы не заставили долго ждать. На путь коррупции вступили… сами страховые компании! Диагностическую карту предлагали банально купить одновременно с полисом ОСАГО. А как же забота о техническом состоянии машины? Она, судя по всему, бизнесменов, гнавшихся только за количеством заключенных договоров, не волновала. В конце концов, деньги за страховку – вот они, здесь и сейчас, а авария еще вообще не факт, что случится.

Понятно, что автомобилистам новые возможности показались весьма привлекательными. Вместо двух поездок, на пункт техосмотра и в страховую компанию, можно было сделать только вторую. При этом фактически за те же деньги можно вообще не заботиться приведением машины в порядок. Понятно, что никакой серьезной проверки на площадке перед конторой по продаже полисов быть не может.

Аккредитованные частные компании быстро смекнули, что страховщики, привлекшие их в бизнес, сами же создают им весомую конкуренцию. Быстро сам собой сформировался список дополнительных услуг. Первая и главная – продажа ОСАГО на станции. Но куда перспективнее многим показалось другое – проводить осмотр «демократично», закрывая глаза на недостатки. Это тоже обеспечивает определенное количество лояльных клиентов. Сильно притворяться не пришлось. Дело в том, что даже получившие лицензию по всем правилам фирмы не располагают серьезным набором оборудования. Осмотр больше визуальный, а контроль оптики и тормозов нельзя назвать достаточным для допуска машины на дороги. Тем не менее, именно по таким правилам и работает система. Так стоит ли обвинять в нечестной игре страховщиков, если пункты техосмотра, работающие официально, обеспечивают ненамного лучший контроль за состоянием автомобилей?

Угрожающая кара закона – штрафы и полная материальная ответственность оператора техосмотра за последствия выдачи диагностической карты – никого не пугает. О привлечении кого-либо к ответственности за истекшие три года СМИ не сообщали, а ведь такой прецедент наверняка бы породил огромный резонанс. При этом есть вполне четкая статистика ГИБДД: за первое полугодие 2015 года в России зафиксировано 945 ДТП с погибшими и пострадавшими, причиной которых названа техническая неисправность автомобилей. На фоне некоторого улучшения по остальным группам аварий, эта показала отрицательную динамику – минус 14,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В такого рода трагедиях погибли 172 человека и 1364 получили травмы.

Выходит, и контролирующим органам, и властям нет никакого дела то того, как на самом деле автомобилисты проходят технический осмотр и в каком состоянии находится автопарк страны. Сейчас бизнес по продаже диагностических карт вышел на новый уровень. Заветную бумажку можно купить через интернет, не выходя из дома. И очень недорого: всего за тысячу рублей или чуть больше при официальном тарифе для легковой машины в 720 рублей. Самим страховщикам, как мы уже выяснили, до техосмотра дела нет. Контроля со стороны инспекторов ДПС на дорогах тоже нет: документ вычеркнут из списка тех, что водитель обязан иметь при себе. И даже в единую информационную систему о выданных картах данные тоже волшебным образом попадают.

Обман может всплыть только при обращении за выплатой после ДТП. Но и в этом случае страховщик чувствует себя защищенным: первым делом он, скорее всего, откажет в выплате, и доказывать что-либо придется уже незадачливому хозяину машины, когда-то решившему сэкономить свое время.

Генеральный директор союза «Техэксперт», объединяющего организации, выполняющие техосмотр, Сергей Зайцев приводит абсолютно шокирующую цифру. По его словам, в России реально проходят техосмотр только 20% машин из числа тех, кто должен это делать. Это около шести миллионов транспортных средств. Остальные 24 миллиона просто «получают» диагностическую карту различными упрощенными методами. Так стоит ли удивляться уровню аварийности на дорогах? Подозреваем, что будь ГИБДД чуть щепетильнее в выяснении причин аварий, то и виновников на неисправных машинах было бы значительно больше. Особенно среди коммерческого транспорта. Не секрет, что грузовики и автобусы служат дольше легковых машин, но при этом зачастую остаются вообще без какого-либо контроля технического состояния.

А пока никому нет дела до проблемной сферы, в ней уже наметился отток игроков. Разочаровавшись, сегмент покинули около тысячи операторов техосмотра. И это при том, что всего их в стране на сегодняшний день около четырех тысяч! Это ли не сигнал к тому, что снова нужно что-то поменять?

Хватает и сторонников того, чтобы полностью упразднить формальную процедуру. Предложение не лишено смысла, но, увы, нереализуемо. Россия в числе 28 стран подписала международное соглашение, согласно которому в стране обязана быть система контроля состояния транспорта.



27-10-2015 07:56

Полезные ссылки



Лента новостей



09-10-2020 16:36
Изменение формы диагностической карты с 01.10.2020
Внимание! Согласно очередному внезапному Подробнее...

18-09-2020 14:28
Онлайн совещание ОТО от РСА
Внимание Операторам Технического Осмотра НСО! 22 сентября в 15-00 по м...
Просмотров: 295 | Подробнее...

03-08-2020 16:10
Внимание! Изменение формы Диагностической карты с 04 августа 2020
Согласно ранее опубликованному Подробнее...

20-07-2020 15:01

Новый Техрегламент вводит запрет на ремонт машин. Автовладел... Новый ...
Просмотров: 531 | Подробнее...

08-07-2020 07:57

В России могут появиться водительские права нового образца МВД России ...
Просмотров: 390 | Подробнее...


Партнеры



СОНП "АвтоЭксперт" - техосмотр Новосибирск

2019 (c) ООО Трансэкспедитор-ПТО | Пункт технического осмотра | Управление